Главная » 2016 » Январь » 8 » Тест по русскому языку на тему: «Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения»
14:13
Тест по русскому языку на тему: «Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения»
Ход урока:

1. Вступительное слово учителя: объявление темы урока, целей, задач урока.

2. Этапы урока:

- Повторение теоретических сведений по пунктуации в осложнённом предложении,

- тренировочные задания по теме, разбор заданий части А,

- работа с текстом, разбор заданий части В.

3. Повторение.

Вопросы для повторения:

- Какое предложение мы называем простым? ( Предложение с одной грамматической основой).

- Чем может быть осложнено простое предложение?

Слайд №3

(Предложение может быть осложнено однородными членами, обособленными членами, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, уточняющими членами, обособленными обстоятельствами с предлогами кроме, вместо, наряду, за исключением; присоединительными конструкциями со словами даже особенно, в том числе, притом, да и вообще; обращениями, сравнительным оборотом).

- вспомним, какие члены предложения мы называем обособленными?

(Обособление – это один из способов смыслового выделения или уточнения высказывания. Обособленные члены предложения делятся на две группы:

обособленные второстепенные члены,
уточняющие члены предложения.

4. Выполнение заданий части А (А20, А24).

Запишите предложения, расставив правильно знаки препинания, объясните графически постановку запятых.

Слайд №4

А 20. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

А 24. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.

А 20. Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3)не выказывая (4) ни малейшего усилия.

И ещё один слайд №5. А 20, А 24.

А 20. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

А 20. Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2)стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

А 24. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела.

Выполнение задания части А 26.

Обособленные определения синонимичны СПП с придаточным определительным, т.е. мы можем заменить придаточную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Такого типа задания предлагает часть А - А 26.

А 26. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Что нужно помнить при выполнении этого задания. (Причастный оборот относится к главному слову-существительному и отвечает на вопрос какой?)

Переделайте предложения, в которых можно заменить придаточную часть причастным оборотом.

При замене мы обращаем внимание на то, что там, где союзное слово который стоит в и. п. мы легко заменяем придаточную часть на причастный оборот.

Слайд №6.

В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.
Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад.
Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
Именно в 112 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.



6.Самопроверка. Слайд №7.

В этом документе речь идёт о создании экономического союза, предусматривающего ликвидацию таможенных барьеров.
Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад. Нельзя заменить!
Утром я обычно занимаюсь делом, требующим наибольшего внимания и напряжения.
Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, предопределившее всю его последующую жизнь и карьеру.

7. Повторение. Пунктуация при вводных словах.

- Какие слова называются вводными? На какие группы по значению они делятся? (У вас должно это быть записано в тетрадях по ЕГЭ).

- Вводные слова обозначают:

Слайд №8

1. Различную степень уверенности. Конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется, пожалуй, видимо, возможно, разумеется, действительно.

2. Различные чувства. К счастью, к несчастью, на радость, к сожалению, как на грех, к удивлению, к досаде, к огорчению.

3. Источник сообщения. По словам, по-твоему, по мнению, говорят, на мой взгляд, мол, дескать.

4. Порядок мыслей и их связь. Во-первых, во-вторых, наконец, кстати, следовательно, значит.

5. Замечание о способах оформления мыслей. Одним словом, короче говоря, прямо скажем, вообразите, поймите, знаете ли, видите ли, так сказать.

- Какие слова не являются вводными, т. е. не выделяются запятыми? Запишите их на доске.

8. Разбор заданий тестов А 21.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Укажите на доске с помощью карандаша. Ответ запишите цифрами. На интерактивной доске отметьте графически.

Слайд №9.

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

9. Самостоятельная работа. Слайд №10.

Самостоятельно выполните задание А 21 в своих сборниках по ЕГЭ. Вариант №3. Предложение запишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, графически выделите вводные слова.

10. Тренировочные задания по пунктуации.

- Запишите предложения

- Расставьте знаки препинания.

- Укажите, чем осложнено предложение.

Слайд №11

1. Весь май, за исключением нескольких ясных солнечных дней, шли беспрерывные дожди. (Обособленное обстоятельство).

2. Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик. (Уточняющее обстоятельство места).

3. Впрочем, блок сам говорил: «Вначале была музыка». (Вводное слово).

4. А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (Вводное слово).

5.Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Обращение).

6. Однажды – не помню почему – спектакля не было. (Вставная конструкция).

12. Проверим по слайду.

13. Работа с текстом.

Переходим к выполнению заданий части В. Работа с текстом.

Слайд №12

Текст.

(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (3)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

(4) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого. (5) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (6) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.

Задания по тексту.

- Прочитайте текст.

- Выполните задания по пунктуации, которые встречаются в заданиях части В.

- Среди данных предложений найдите предложение с вводной конструкцией, укажите его номер. (4)

- Укажите предложения, осложнённые однородными членами, укажите их номер.(6), (4).

- Укажите номер предложения, в котором встречается обособленное дополнение. (5)

- Объясните постановку тире в 5-м предложении.

- Какое средство выразительности используется в предложении 1-2? (Риторический вопрос)

- Из предложения №2 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание. (Было всегда)

- Из предложения №4 выпишите все местоимения ( кто-то, кто, у нас, другого).

- определите способ образования слова преподавание.

Преподавание – преподавать – суффиксальный.

14. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

15. Задание на дом.

1. Подготовиться к контрольной работе по пунктуации.

2. Вариант №3. Выполнить задания В1-В7.
Категория: Тесты | Просмотров: 220 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]