Главная » 2016 » Январь » 8 » Тест по русскому языку на тему: «Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения»
14:13 Тест по русскому языку на тему: «Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения» | |
1. Вступительное слово учителя: объявление темы урока, целей, задач урока. 2. Этапы урока: - Повторение теоретических сведений по пунктуации в осложнённом предложении, - тренировочные задания по теме, разбор заданий части А, - работа с текстом, разбор заданий части В. 3. Повторение. Вопросы для повторения: - Какое предложение мы называем простым? ( Предложение с одной грамматической основой). - Чем может быть осложнено простое предложение? Слайд №3 (Предложение может быть осложнено однородными членами, обособленными членами, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, уточняющими членами, обособленными обстоятельствами с предлогами кроме, вместо, наряду, за исключением; присоединительными конструкциями со словами даже особенно, в том числе, притом, да и вообще; обращениями, сравнительным оборотом). - вспомним, какие члены предложения мы называем обособленными? (Обособление – это один из способов смыслового выделения или уточнения высказывания. Обособленные члены предложения делятся на две группы: обособленные второстепенные члены, уточняющие члены предложения. 4. Выполнение заданий части А (А20, А24). Запишите предложения, расставив правильно знаки препинания, объясните графически постановку запятых. Слайд №4 А 20. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором. А 24. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными. А 20. Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3)не выказывая (4) ни малейшего усилия. И ещё один слайд №5. А 20, А 24. А 20. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами. А 20. Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2)стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку. А 24. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела. Выполнение задания части А 26. Обособленные определения синонимичны СПП с придаточным определительным, т.е. мы можем заменить придаточную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Такого типа задания предлагает часть А - А 26. А 26. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Что нужно помнить при выполнении этого задания. (Причастный оборот относится к главному слову-существительному и отвечает на вопрос какой?) Переделайте предложения, в которых можно заменить придаточную часть причастным оборотом. При замене мы обращаем внимание на то, что там, где союзное слово который стоит в и. п. мы легко заменяем придаточную часть на причастный оборот. Слайд №6. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров. Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад. Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения. Именно в 112 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру. 6.Самопроверка. Слайд №7. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, предусматривающего ликвидацию таможенных барьеров. Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад. Нельзя заменить! Утром я обычно занимаюсь делом, требующим наибольшего внимания и напряжения. Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, предопределившее всю его последующую жизнь и карьеру. 7. Повторение. Пунктуация при вводных словах. - Какие слова называются вводными? На какие группы по значению они делятся? (У вас должно это быть записано в тетрадях по ЕГЭ). - Вводные слова обозначают: Слайд №8 1. Различную степень уверенности. Конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется, пожалуй, видимо, возможно, разумеется, действительно. 2. Различные чувства. К счастью, к несчастью, на радость, к сожалению, как на грех, к удивлению, к досаде, к огорчению. 3. Источник сообщения. По словам, по-твоему, по мнению, говорят, на мой взгляд, мол, дескать. 4. Порядок мыслей и их связь. Во-первых, во-вторых, наконец, кстати, следовательно, значит. 5. Замечание о способах оформления мыслей. Одним словом, короче говоря, прямо скажем, вообразите, поймите, знаете ли, видите ли, так сказать. - Какие слова не являются вводными, т. е. не выделяются запятыми? Запишите их на доске. 8. Разбор заданий тестов А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Укажите на доске с помощью карандаша. Ответ запишите цифрами. На интерактивной доске отметьте графически. Слайд №9. Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы. 9. Самостоятельная работа. Слайд №10. Самостоятельно выполните задание А 21 в своих сборниках по ЕГЭ. Вариант №3. Предложение запишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, графически выделите вводные слова. 10. Тренировочные задания по пунктуации. - Запишите предложения - Расставьте знаки препинания. - Укажите, чем осложнено предложение. Слайд №11 1. Весь май, за исключением нескольких ясных солнечных дней, шли беспрерывные дожди. (Обособленное обстоятельство). 2. Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик. (Уточняющее обстоятельство места). 3. Впрочем, блок сам говорил: «Вначале была музыка». (Вводное слово). 4. А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (Вводное слово). 5.Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Обращение). 6. Однажды – не помню почему – спектакля не было. (Вставная конструкция). 12. Проверим по слайду. 13. Работа с текстом. Переходим к выполнению заданий части В. Работа с текстом. Слайд №12 Текст. (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (3)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. (4) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого. (5) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (6) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Задания по тексту. - Прочитайте текст. - Выполните задания по пунктуации, которые встречаются в заданиях части В. - Среди данных предложений найдите предложение с вводной конструкцией, укажите его номер. (4) - Укажите предложения, осложнённые однородными членами, укажите их номер.(6), (4). - Укажите номер предложения, в котором встречается обособленное дополнение. (5) - Объясните постановку тире в 5-м предложении. - Какое средство выразительности используется в предложении 1-2? (Риторический вопрос) - Из предложения №2 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание. (Было всегда) - Из предложения №4 выпишите все местоимения ( кто-то, кто, у нас, другого). - определите способ образования слова преподавание. Преподавание – преподавать – суффиксальный. 14. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 15. Задание на дом. 1. Подготовиться к контрольной работе по пунктуации. 2. Вариант №3. Выполнить задания В1-В7. | |
|