Главная » 2016 » Январь » 8 » Тест по русскому языку на тему: «Обращения, вводные и вставные конструкции»
14:12
Тест по русскому языку на тему: «Обращения, вводные и вставные конструкции»
Ход урока:

Организационный момент.

Слово учителя:

-Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок- семинар.

-Вспомним с вами, что означает слово «семинар».

Семинар (лат.)- рассадник. Практические занятия, организованные по группам.

-В ходе докладов ваших товарищей вы должны записать сообщения в виде конспекта или плана, список использованной литературы; по окончании доклада можно задавать уточняющие вопросы или дополнить сообщения товарищей.

Выступления докладчиков.

После первого выступления учащимся предлагается следующее задание тестового характера.

Задание 1-го уровня.

Дополнить утверждение:

Обращение имеет форму ________________________ падежа и произносится с особой «уважительной» интонацией. Называя того, к кому или к чему обращаются. Обращение может стоять в начале, _______________ или конце предложения.

Соотнесите группы обращений и их вид:

Дорогой сынок, милая берёзка, ветры буйные, уважаемая Екатерина Александровна, друзья мои.
Ванечка, Сергей Иванович, товарищ, граждане, Людмила Николаевна.

Нераспространенные обращения: ________________________________

Распространенные обращения: __________________________________

На схемах показано, как выделяются обращения на письме. В пустом прямоугольнике обозначить место обращения, не показанное на предоставленных схемах.

О,______________ ___________,О

О!______________ ______________

Задание 2-го уровня:

4) Сравните две группы предложений: с обращениями или без них. Ответить на вопросы, выбрав номер группы.

1.

1) Иди и найди повреждение на линии.

2) Людям так хочется мира.

3) Наших дней изучая потёмки, вы, возможно, спросите и обо мне.

4) Ну что сказать вам на прощанье?

5) Прошу вас не забывать о моей просьбе.

2.

1) Иди, Илья, и найди повреждение на линии.

2) Милый мой друг, добрый мой друг, людям так хочется мира.

3) Уважаемые товарищи потомки!

Наших дней изучая потёмки,

Вы, возможно, спросите и обо мне.

4) Ну, что сказать вам, ребята, на прощанье?

5) Прошу вас, Владимир Павлович, не забыть о моей просьбе.

А. В примерах какой группы привлекается больше внимания к сообщению?

Б. В примерах какой группы выражено отношение к адресату?

5) Рассмотреть обращения в следующих стихотворных отрывках:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

(А. С. Пушкин)

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

(Ф. И. Тютчев)

Ответить на вопросы:

А. В каких текстах используются неодушевлённые существительные в роли обращений?

Б. Как называется этот приём в литературоведении?

6) Подчеркнуть в предложениях обращения, если они есть.

Я люблю тебя жизнь, что само по себе и не ново.

( К. Я. Ваншеннин)

Чего тебе надобно старче?

( А. С. Пушкин)

Тяжко братья голове без плеч.

Горько телу, коль оно безглаво.

( «Слово о полку Игореве»)

Ты царица спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

( А.С. Пушкин)

Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих как день ненастный?

( А.С. Пушкин)

Ветры буйные перенесите вы ему мою печаль- тоску!

( А.Н.Островский)

В забвенье канули года,

Вслед и вы ушли куда-то.

( С.А.Есенин)

7) Найти ошибки в обособлении обращений знаками препинаний:

Ой вы гости- господа

Долго ль ездили? Куда?

( А.С. Пушкин)

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

( А.В. Кольцов)

Прошла война. А ты всё плачешь мать.

( А.Т. Твардовский)

Впредь, тебе невежа, наука:

Не садись не в свои сани!

( А.С. Пушкин)

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо.

( А.С. Пушкин)

Каждый труд благослови, удача!

( С.А. Есенин)



2. После второго выступления докладчика, учащимся предлагается текст, в котором надо найти вводные слова и определить их значение. Расставить знаки препинания.

Вечер тёплый и такая тишина, что ждёшь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот кажется пришло: кажется начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзкой белой издали перекликаются, осина молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветка с раскрытыми почками.

(М. Пришвин)

3. После третьего выступления учащимся предлагается следующее задание:

Написание проверочного диктанта. Объясните орфограммы.

Весна, бесспорно, самое лучшее время года. Об этом писано поэтами всех стран и народов. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далёком севере. Южная весна наступает исподволь, на севере она, наоборот, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы.

Я долго любовался расстилавшейся передо мной картиной бойкой пристани ( моя комната была во втором этаже, и из окна открывался широкий вид на реку и на пристань).

На отлогом берегу приютилась маленькая деревушка, казалось, она только сейчас вылезла из воды и теперь сушилась на солнце. Брёвна, свежий тёс, обломки сгнивших барок- всё это было разбросано по берегу в живописном беспорядке, весь берег был залит народом. Кого-кого на этой пристани не было!... Но на всех лицах сказывалась общая печать. Все радовались ранней весне. (123 сл.)

(Д.Н. Мамин- Сибиряк)

4. Подведение итогов урока.

- Ребята, сегодня мы с вами попытались ещё раз разобраться в том, чем отличаются обращения от вводных слов и вводных конструкций.

- Для чего необходимо уметь разбираться в структуре предложения?

- Какие записи вы сделали на уроке?

- Какие новые знания получили?

5. Рецензирование ответов. Выставление оценок.

Дома: 1) прочитать параграф;

2) подготовиться к контрольному диктанту по изученной теме.
Категория: Тесты | Просмотров: 254 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]