Главная » 2016 » Январь » 8 » Тест по русскому языку на тему: «Обращения, вводные и вставные конструкции»
14:12 Тест по русскому языку на тему: «Обращения, вводные и вставные конструкции» | |
Организационный момент. Слово учителя: -Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок- семинар. -Вспомним с вами, что означает слово «семинар». Семинар (лат.)- рассадник. Практические занятия, организованные по группам. -В ходе докладов ваших товарищей вы должны записать сообщения в виде конспекта или плана, список использованной литературы; по окончании доклада можно задавать уточняющие вопросы или дополнить сообщения товарищей. Выступления докладчиков. После первого выступления учащимся предлагается следующее задание тестового характера. Задание 1-го уровня. Дополнить утверждение: Обращение имеет форму ________________________ падежа и произносится с особой «уважительной» интонацией. Называя того, к кому или к чему обращаются. Обращение может стоять в начале, _______________ или конце предложения. Соотнесите группы обращений и их вид: Дорогой сынок, милая берёзка, ветры буйные, уважаемая Екатерина Александровна, друзья мои. Ванечка, Сергей Иванович, товарищ, граждане, Людмила Николаевна. Нераспространенные обращения: ________________________________ Распространенные обращения: __________________________________ На схемах показано, как выделяются обращения на письме. В пустом прямоугольнике обозначить место обращения, не показанное на предоставленных схемах. О,______________ ___________,О О!______________ ______________ Задание 2-го уровня: 4) Сравните две группы предложений: с обращениями или без них. Ответить на вопросы, выбрав номер группы. 1. 1) Иди и найди повреждение на линии. 2) Людям так хочется мира. 3) Наших дней изучая потёмки, вы, возможно, спросите и обо мне. 4) Ну что сказать вам на прощанье? 5) Прошу вас не забывать о моей просьбе. 2. 1) Иди, Илья, и найди повреждение на линии. 2) Милый мой друг, добрый мой друг, людям так хочется мира. 3) Уважаемые товарищи потомки! Наших дней изучая потёмки, Вы, возможно, спросите и обо мне. 4) Ну, что сказать вам, ребята, на прощанье? 5) Прошу вас, Владимир Павлович, не забыть о моей просьбе. А. В примерах какой группы привлекается больше внимания к сообщению? Б. В примерах какой группы выражено отношение к адресату? 5) Рассмотреть обращения в следующих стихотворных отрывках: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. (А. С. Пушкин) Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? (Ф. И. Тютчев) Ответить на вопросы: А. В каких текстах используются неодушевлённые существительные в роли обращений? Б. Как называется этот приём в литературоведении? 6) Подчеркнуть в предложениях обращения, если они есть. Я люблю тебя жизнь, что само по себе и не ново. ( К. Я. Ваншеннин) Чего тебе надобно старче? ( А. С. Пушкин) Тяжко братья голове без плеч. Горько телу, коль оно безглаво. ( «Слово о полку Игореве») Ты царица спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее. ( А.С. Пушкин) Здравствуй князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих как день ненастный? ( А.С. Пушкин) Ветры буйные перенесите вы ему мою печаль- тоску! ( А.Н.Островский) В забвенье канули года, Вслед и вы ушли куда-то. ( С.А.Есенин) 7) Найти ошибки в обособлении обращений знаками препинаний: Ой вы гости- господа Долго ль ездили? Куда? ( А.С. Пушкин) Зажужжи, коса, Как пчелиный рой! ( А.В. Кольцов) Прошла война. А ты всё плачешь мать. ( А.Т. Твардовский) Впредь, тебе невежа, наука: Не садись не в свои сани! ( А.С. Пушкин) Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо. ( А.С. Пушкин) Каждый труд благослови, удача! ( С.А. Есенин) 2. После второго выступления докладчика, учащимся предлагается текст, в котором надо найти вводные слова и определить их значение. Расставить знаки препинания. Вечер тёплый и такая тишина, что ждёшь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот кажется пришло: кажется начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзкой белой издали перекликаются, осина молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветка с раскрытыми почками. (М. Пришвин) 3. После третьего выступления учащимся предлагается следующее задание: Написание проверочного диктанта. Объясните орфограммы. Весна, бесспорно, самое лучшее время года. Об этом писано поэтами всех стран и народов. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далёком севере. Южная весна наступает исподволь, на севере она, наоборот, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы. Я долго любовался расстилавшейся передо мной картиной бойкой пристани ( моя комната была во втором этаже, и из окна открывался широкий вид на реку и на пристань). На отлогом берегу приютилась маленькая деревушка, казалось, она только сейчас вылезла из воды и теперь сушилась на солнце. Брёвна, свежий тёс, обломки сгнивших барок- всё это было разбросано по берегу в живописном беспорядке, весь берег был залит народом. Кого-кого на этой пристани не было!... Но на всех лицах сказывалась общая печать. Все радовались ранней весне. (123 сл.) (Д.Н. Мамин- Сибиряк) 4. Подведение итогов урока. - Ребята, сегодня мы с вами попытались ещё раз разобраться в том, чем отличаются обращения от вводных слов и вводных конструкций. - Для чего необходимо уметь разбираться в структуре предложения? - Какие записи вы сделали на уроке? - Какие новые знания получили? 5. Рецензирование ответов. Выставление оценок. Дома: 1) прочитать параграф; 2) подготовиться к контрольному диктанту по изученной теме. | |
|