Главная » 2016 » Январь » 8 » Тест по русскому языку на тему: «Написание слов с ь (смягчение)»
13:51 Тест по русскому языку на тему: «Написание слов с ь (смягчение)» | |
Задачи: оптимизация образовательного процесса в начальной школе; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса. Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебники, тетради, дополнительные карточки, тест. Ход урока: Организационный момент. У нас необычный сегодня урок, Выяснить надо, кто в классе знаток. 2. Определение темы урока. Слайд 1. «Друзья, ученье нас объединяет!» - Сегодня вы не просто ученики, а исследователи. Давайте подумаем, над какой проблемой нам предстоит работать и сообщите тему урока. ( ответы учеников) Слайд 2. - Чтобы продолжить наши исследования необходимо вспомнить правила написания разделительных ь и ъ знаков. ( ответы учеников) - Открыли тетради записали число и классную работу 3.Минутка чистописания. Ь еёюия лисьи, вьюга, воробьи Ъ еёюя подъехал, объявление -Составьте устно предложения с этими словами. 4.Словарная работа. Слайд 4 - Определите задание к выполнению. (Найдите словарные слова и выпиши их в тетрадь.) Веет..р вес..л.. бежал по М..скве. Он шутил с прохожими, играл их ..деждой, гонял по д..рогам листья. Бежал он быстр.., словно хотел облететь нашу ..одину. 5. Орфографическая работа. Слайд 3. Запишите слова в тетради, обозначьте орфограмму. 1.Сообщить о чём-то. «объявить» 2.Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать» 3.Весной вырастают, а осенью опадают. «листья» 4.Животное, от которого произошел человек. «обезьяна» 5.Он есть у каждого дома: крытый вход в здание. «подъезд» 6.Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей гурьбой строим дом себе горой. «муравьи» 7.Дом, родители, близкие родственники одним словом. «семья» Составьте и запишите словосочетания с полученными словами. (Дружная семья, желтые листья, объявить конкурс, лесные муравьи). Проблемная задача. -Чем похожи разделительные ь и ъ знаки? -Чем отличаются? 6..Актуализация знаний. -Группа исследователей подготовила нам историческую справку о ь и ъ знаках. Немного из истории. Слайд 5. Ребята, а сколько букв в русском алфавите? В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита. В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь. Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый). Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира. В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились… 7. Упражнения в написании слов с разделительными ь и ъ знаками. Слайд 6. -Как же изменились функции Ь и Ъ в современном русском языке? -На партах у вас лежат цветные карточки. Ваша задача определить в каких случаях пишется разделительные ь и ъ знаки? В схему нужно ставить правильную морфему (Проверка на доске) . Слайд 7. - Работа в тетради. На доске записаны слова , но возникла проблема. Как вы думаете какую проблему вы будете решать в ходе своего исследования? (Ответы учеников) Образовать слова с ъ и ь знаками, вставить пропущенные буквы. Разделить черточками для переноса. В первый столбик записать слова с разделительным ь знаком , а во второй столбик – с ъ знаком. (двух учеников вызываю к доске на закрытых половинках, в руках у них карточки с этими словами). Стуля подёмник Сёмка сёжился медвежи вюнок обездил обяснил ружё ателе -Проверка в тетрадях и на интерактивной доске. -Настоящие исследователи должны быть очень наблюдательными. Слайд 8. Игра «Кто лучше считает?» Совпадает количество звуков с количеством букв? Якорь Съязвить Съехать Пальто Семья Бурьян Изъян Фонетический разбор по вариантам. 1 ряд –съехал, 2 ряд – бурьян, 3 ряд – семья.(3 человека у доски, слова на карточках) 8. Физминутка. Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём, А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались Объезжали все пеньки, доезжали до реки. Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом. -Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма «Разделительные Ъ или Ь знаки». Запишите словосочетания в тетрадь. Слайд 9 Следы, заяц (заячьи следы) хитрость, лиса (лисья хитрость) пасть, волк (волчья пасть) голоса, птицы (птичьи голоса) дом, ехать (подъехать к дому) ехать, гора (съехать с горы) есть, кашу (съесть кашу) 9. Первичное закрепление. -Пользуясь алгоритмом, объясните написание разделительных ь и ъ знаков. Слайд 10. - Собери пословицы. Работа по рядам . Поставь на место ъ и ь разделительные знаки. Не учи безделью, а учи рукоделью. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Есть терпенье будет и уменье. (взаимопроверка) Фразеологизмы? Физминутка для глаз 10. Самостоятельная работа. -Работа с тестом. Тест. 1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ а) от..езд б) с..ел в) в..юга г) обез..яна 2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком а) об..единение б) вал..с в) об..яснил г) скам..я 3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК. а) прачеч..ная б) камен..щик в) мурав..и г) коч..ка 4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК: а) под..езд, раз..езд, об..явление б) б..ётся, об..ехать, кос..ть в)ноч..ка, бел..ё, комп..ютер 5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ: а) пень б) жильё в) тьма г) муравей 6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД .. а) об – ъяв – лени - е б) объ –явле - ни – е в)о –бъяв – ле -ние г)объ –яв – ле - ние Дополнительные карточки. Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+». Разделительный Мягкий знак Твёрдый знак Руж ё Раз яснить Тат яна Под ём Здоров е Обез яна Об единение С едобный Птич е Об яснить Задание. Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами. [сй^эст] [сй^ожылс^а] [аб^й^ас^н^ил] [абй^экт] 11. Итог урока Рефлексия Слайд 11 -Какую проблему исследовали на уроке? - Когда в словах пишется ь и ъ разделительные знаки? Сегодня я узнал… Мне еще нужно отработать.. Для меня самым трудным было… Сегодня на уроке мне было… Для меня самым интересным было.. С каким настроение заканчиваем урок? (Показать карточки) .. Оценки , полученные за урок. . Домашнее задание. -Задание на дом с полным разбором. | |
|