Главная » 2016 » Январь » 8 » Тест по русскому языку на тему: «Написание слов с ь (смягчение)»
13:51
Тест по русскому языку на тему: «Написание слов с ь (смягчение)»
Цели: закрепить полученные детьми знания о разделительных ъ и ь знаках; повторить ранее изученные орфограммы, , звуко-буквенный анализ слова; учить строить грамотные и полные предложения, слушать и слышать; развивать память, речь, воображение, творческие способности учащихся.

Задачи: оптимизация образовательного процесса в начальной школе; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебники, тетради, дополнительные карточки, тест.

Ход урока:

Организационный момент.

У нас необычный сегодня урок,

Выяснить надо, кто в классе знаток.

2. Определение темы урока.

Слайд 1.

«Друзья, ученье нас объединяет!»

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи. Давайте подумаем, над какой проблемой нам предстоит работать и сообщите тему урока.

( ответы учеников)

Слайд 2.

- Чтобы продолжить наши исследования необходимо вспомнить правила написания разделительных ь и ъ знаков. ( ответы учеников)

- Открыли тетради записали число и классную работу



3.Минутка чистописания.

Ь еёюия лисьи, вьюга, воробьи

Ъ еёюя подъехал, объявление

-Составьте устно предложения с этими словами.

4.Словарная работа.

Слайд 4

- Определите задание к выполнению.

(Найдите словарные слова и выпиши их в тетрадь.)

Веет..р вес..л.. бежал по М..скве. Он шутил с прохожими, играл их ..деждой, гонял по д..рогам листья. Бежал он быстр.., словно хотел облететь нашу ..одину.

5. Орфографическая работа.

Слайд 3.

Запишите слова в тетради, обозначьте орфограмму.

1.Сообщить о чём-то. «объявить»

2.Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»

3.Весной вырастают, а осенью опадают. «листья»

4.Животное, от которого произошел человек. «обезьяна»

5.Он есть у каждого дома: крытый вход в здание. «подъезд»

6.Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей гурьбой строим дом себе горой. «муравьи»

7.Дом, родители, близкие родственники одним словом. «семья»

Составьте и запишите словосочетания с полученными словами. (Дружная семья, желтые листья, объявить конкурс, лесные муравьи).

Проблемная задача.

-Чем похожи разделительные ь и ъ знаки?

-Чем отличаются?

6..Актуализация знаний.

-Группа исследователей подготовила нам историческую справку о ь и ъ знаках.

Немного из истории.

Слайд 5.

Ребята, а сколько букв в русском алфавите?

В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый). Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…

7. Упражнения в написании слов с разделительными ь и ъ знаками.

Слайд 6.

-Как же изменились функции Ь и Ъ в современном русском языке?

-На партах у вас лежат цветные карточки. Ваша задача определить в каких случаях пишется разделительные ь и ъ знаки? В схему нужно ставить правильную морфему (Проверка на доске)

.

Слайд 7.

- Работа в тетради.

На доске записаны слова , но возникла проблема. Как вы думаете какую проблему вы будете решать в ходе своего исследования? (Ответы учеников)

Образовать слова с ъ и ь знаками, вставить пропущенные буквы.

Разделить черточками для переноса.

В первый столбик записать слова с разделительным ь знаком , а во второй столбик – с ъ знаком. (двух учеников вызываю к доске на закрытых половинках, в руках у них карточки с этими словами).

Стуля подёмник

Сёмка сёжился

медвежи вюнок

обездил обяснил

ружё ателе

-Проверка в тетрадях и на интерактивной доске.

-Настоящие исследователи должны быть очень наблюдательными.

Слайд 8.

Игра «Кто лучше считает?»

Совпадает количество звуков с количеством букв?

Якорь
Съязвить
Съехать
Пальто
Семья
Бурьян
Изъян

Фонетический разбор по вариантам.

1 ряд –съехал, 2 ряд – бурьян, 3 ряд – семья.(3 человека у доски, слова на карточках)

8. Физминутка.

Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались

Объезжали все пеньки, доезжали до реки.

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.

-Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма «Разделительные Ъ или Ь знаки». Запишите словосочетания в тетрадь.

Слайд 9

Следы, заяц (заячьи следы)

хитрость, лиса (лисья хитрость)

пасть, волк (волчья пасть)

голоса, птицы (птичьи голоса)

дом, ехать (подъехать к дому)

ехать, гора (съехать с горы)

есть, кашу (съесть кашу)

9. Первичное закрепление.

-Пользуясь алгоритмом, объясните написание разделительных ь и ъ знаков.

Слайд 10.

- Собери пословицы. Работа по рядам . Поставь на место ъ и ь разделительные знаки.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Есть терпенье будет и уменье. (взаимопроверка)

Фразеологизмы?

Физминутка для глаз

10. Самостоятельная работа.

-Работа с тестом.

Тест.

1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ

а) от..езд

б) с..ел

в) в..юга

г) обез..яна

2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком

а) об..единение

б) вал..с

в) об..яснил

г) скам..я

3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.

а) прачеч..ная

б) камен..щик

в) мурав..и

г) коч..ка

4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК:

а) под..езд, раз..езд, об..явление

б) б..ётся, об..ехать, кос..ть

в)ноч..ка, бел..ё, комп..ютер

5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:

а) пень

б) жильё

в) тьма

г) муравей

6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД ..

а) об – ъяв – лени - е

б) объ –явле - ни – е

в)о –бъяв – ле -ние

г)объ –яв – ле - ние

Дополнительные карточки.

Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».



Разделительный




Мягкий знак


Твёрдый знак

Руж ё




Раз яснить




Тат яна




Под ём




Здоров е




Обез яна




Об единение




С едобный




Птич е




Об яснить




Задание.

Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами.

[сй^эст]

[сй^ожылс^а]

[аб^й^ас^н^ил]

[абй^экт]

11. Итог урока

Рефлексия

Слайд 11

-Какую проблему исследовали на уроке?

- Когда в словах пишется ь и ъ разделительные знаки?

Сегодня я узнал…
Мне еще нужно отработать..
Для меня самым трудным было…
Сегодня на уроке мне было…
Для меня самым интересным было..
С каким настроение заканчиваем урок? (Показать карточки)

.. Оценки , полученные за урок.

. Домашнее задание.

-Задание на дом с полным разбором.
Категория: Тесты | Просмотров: 346 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]