Главная » 2014 » Июль » 25 » "Развитие восприятия цвета и формы" дидактические игры
10:34 "Развитие восприятия цвета и формы" дидактические игры | |
«Бегите ко мне!» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов). Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.) -Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.) -Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне. Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют. Усложнение: воспитатель поднимает два флажка. «Стрелка, стрелка, покружись» (упрощённый вариант игры «Цветовое лото). Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола — диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов. Воспитатель (крутит стрелку). Стрелка, стрелка, покружись, Всем кружочкам покажись! И какой тебе милей, Укажи нам поскорей, Стоп! Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия. «Открой свой домик» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Дети сидят на стульях. К спинке каждого стула приклеен кружок жёлтого, красного, зелёного или синего цвета. На столе разложены вырезанные из бумаги ключи таких же цветов. Воспитатель. -Дети, встаньте и посмотрите, какого цвета ваш домик (кружок). (Дети называют цвет.) Подойдите к столу и выберите для своего домика ключ такого же цвета. -Какой ключ ты взял? (Ребёнок называет цвет.) После того как все ключи разобраны, дети запирают домики (говорят «чик-чик») и идут гулять. Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, Вышли дети погулять. (Ходят вокруг стульев.) Постучали, (Стучат кулаком по полу.) Покружились, (Кружатся.) Поскакали, порезвились. (Прыгают.) Погуляла детвора, Всем домой идти пора. Подходят к своим стульям, отпирают домик (говорят чик-чик) и садятся. При повторе игры воспитатель меняет стулья местами. «Собери капельки в стакан» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра. «Сложи пирамидку» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Вариант 1 У четырёх пирамидок разного цвета сняты все кольца и сложены на поднос. Каждый ребёнок собирает пирамидку определённого цвета. Вариант 2 Ребёнок, по просьбе воспитателя, подбирает нужный цвет колечек бумажной пирамидки. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колечек. «Подбери шарик» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: -Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу. «Воздушные шары» Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра. Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Ход игры: -Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого. «Спрячь мышку» Цель: закреплять у детей представления о шести цветах. Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно. «Подбери по цвету» Цель: закреплять представления о шести цветах. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Ход игры: Дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна. «Живое домино» Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу. Ход игры: Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны. «Окраска воды» Цель: формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: светлый, темный, светлее, темнее. Вариант 1 Ход игры: Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, ещё раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная. Вариант 2 Ход игры: Проводится так же, как в Варианте 1, только теперь раздаются краски шести цветов. «Украсим ёлочку» Цель: учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением ёлочки. Воспитатель называет какой-нибудь цвет и те из детей, у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку. «У кого какое платье?» Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. Ход игры: Воспитатель показывает детям куклу, дети – называют, какого цвета у неё платье. «Подбери предметы похожего цвета» Цель: упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету. Ход игры: Вариант 1 На двух столах расставляются игрушки. Воспитатель даёт каждому участвующему предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребёнок должен подобрать все игрушки аналогичного цвета. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова. Вариант 2 Дети образуют пары. Воспитатель раздаёт каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены различные изображения разных цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемежку лежат картинки с разноцветными предметами, и выбирают нужные карточки. «Собери цветик – семицветик» Цель: Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины. «Помоги рыбкам» Цель: Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Ребёнок раскладывает детишек–рыбок соответственно цвету своих мам–рыбок. «Сложи радугу» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Ребёнок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него. «Подбери пару» Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету. Ход игры: Для игры используется цветное лото в рисунках. Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки и просит подобрать их парами одинакового цвета. «Какие шарики улетели?» Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету. Материал: Цветное лото с флажками и шариками. Ход игры: Воспитатель раскладывает в ряд флажки, ребёнок подбирает похожие по цвету шарики. «Цветная карусель» Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету. Материал: Круг с изображением предметов, цветные квадратики (переворачивают цветом вниз и раскладывают на столе) Ход занятия: Каждый участник выбирает квадратик и сектор на круге. Если он совпадает по цвету с предметом на рисунке в его секторе, то он выполняет какое – либо задание: называет предметы такого же цвета, собирает цветок такого же цвета. Задание он выбирает сам. Если квадратик не совпадает по цвету с предметом сектора, то выбор делает другой участник игры. Выигрывает тот, кто первый выполнит все задания. Количество заданий можно обговорить до начала игры. Первый выбор делает тот, на ком останавливается считалочка: «Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня!» «Угадай, какого цвета одежда» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Взрослый говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.)». «Найди предметы такого же цвета» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Взрослый говорит: «Когда я вернусь, у всех должно быть что-нибудь красное (жёлтое, коричневое, синее, фиолетовое и т.д.)». Ведущий уходит, дети ищут в группе предметы названного цвета. Водящий возвращается и проверяет, правильно ли выполнено задание. Игра повторяется несколько раз. | |
|