Главная » 2016 » Январь » 9 » Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме: «Морфемика и словообразование»
08:18 Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме: «Морфемика и словообразование» | |
МОРФЕМИКА Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Термин «морфема» введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г. Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога). Слово состоит из основы и окончания. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят: 1)приставка, 2)корень 3)суффикс. Познакомимся с новыми морфемами! 4)постфикс (ся/сь): беречь-ся, береги-сь; 5) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка. Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. ! Неизменяемые слова окончаний не имеют: Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино; Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь; Деепричастия: рисуя, прочитав, учась; Наречия: вблизи, влево, горячо. Порядок разбора слова по составу(морфемный разбор): Определите, к какой части речи относится слово. У изменяемого слова найдите окончание и определите его значение. Укажите основу слова (часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов (например, суффикс -л- у глаг. в форме прош.времени, формообразующие суффиксы инфинитива). Выделите корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова). Выделите приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем докажите подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами. Пример: Повредит — глагол, обозначает действие — причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Основа слова повред-. Приставка по- неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т.д. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. При словообразовательном анализе необходимо определить, от какого исходного слова и при помощи какого способа образовано данное слово. Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования. Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы: Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.) Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие) Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем. Различают следующие морфологические способы: Приставочный: беспорядок ← порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи! Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) Местоимение (никогда – когда, нигде – где..) Суффиксальный: просительница ← проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи. Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно← молниеносный ) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать ← рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение← положить) Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв ← заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег←бегать; б) от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание. Приставочно-суффиксальный: подбородок←борода. Образуются: Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый) Сложение — образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пешеход ←пеший+ходит, плащ-палатка ←плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий ← земледелие, суффиксальный Правило №1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма). Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ). Правило №2. Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой. Ловушка! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ). Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный). При подборе однокоренного слова помни следующее: часть речи от какой части речи может быть образовано каким способом существительное существительное приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный Прилагательное глагол суффиксальный, бессуффиксный прилагательное существительное суффиксальный, приставочно-суффиксальный прилагательное приставочный глагол суффиксальный глагол глагол приставочный, суффиксальный существительное суффиксальный, прилагательное приставочно-суффиксальный наречие существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение суффиксальный, приставочно-суффиксальный причастие суффиксальный причастие, деепричастие только глагол только суффиксальный Алгоритм действий: Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти (инфинитив), - л (пр.время) у глаголов). Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс. Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть. Образец словообразовательного анализа слова: Загородный. Лексическое значение: находящийся за городом. Основа слова – загородн Ближайшее родственное слово – город, его основа – город Сравним основы: загородн и город. В основе слова загородн выделяются ещё две значимые морфемы: приставка за- и суффикс -н- Слово загородный образовано приставочно-суффиксальным способом. | |
|