Главная » 2016 » Январь » 9 » Контрольная работа по русскому языку 3 класс по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»
09:27 Контрольная работа по русскому языку 3 класс по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» | |
Вступительное слово учителя. Наш урок мы проводим в форме семинарского занятия. Тема урока «Главные и второстепенные члены предложения. Повторение». (Цель называется). Эпиграфом к уроку взята пословица «При солнышке тепло - при матери добро». ? Подумайте, почему я выбрала эту пословицу? В конце урока дадите ответ на данный вопрос. 3.Анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Я помню руки матери моей…» Я помню руки матери моей, Что ут…ралли слёзы мне когда(то), В пригоршнях пр…н…сили мне с полей Всё, чем весна в р…дном краю богата. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: « Натруже ( н,нн)ые руки матерей, Святее вас нет (ни)чего на свете!» А.Вопросы: 1. Какова тема стихотворения? ( О чём оно?) 2.В каких словах выражена его главная мысль? 3.Как бы вы его озаглавили? Б.Работа со словарём. - Смотри словарную статью о слове святой в словаре Ожегова. -Вспомните, какие слова называются синонимами? -Какие синонимы к слову святой есть в этой словарной статье? -Какие здесь есть стилистические пометы? Что они обозначают? -Прочитайте концовку стихотворения. В каком значении употреблено прилагательное святой в стихотворении Рыленкова? - Почему автор выбрал именно это слово?( оно точно передает мысль, трепетное уважение к матери, к труду). -Что такое фразеологизмы? Что значит святая святых ? Как это объясняется в словаре? В.Запишите стихотворение в тетрадь, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы; подчеркните грамматические основы в словах автора. 4.Повторение теории : * Что входит в грамматическую основу двусоставного предложения? * Что такое подлежащее ? Назовите способы выражения. *Что такое сказуемое? *Какие виды сказуемых вы знаете? Дайте их определение. 5.Практическое задание: найдите в данных предложения сказуемые и определите их вид. Докажите. -1группе: а. Милая мама! Я хочу с тобой серьезно поговорить.( Н.Островский) б. Мачеха родна , да не мать родна. (Пословица). в. Каждая мать – сто раз дитя в душе своей.(М.Горький) г. Да и какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка-медвежонка, волчонка, слоненка.( К.Чуковский) -2 группе: а. Я прошу тебя, моя родная, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы.(Н.Островский). б. Материны глаза слепы.(Пословица). в. Птица радуется весне, а младенец матери.(Пословица г .Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.(Пословица). 6.Вопрос: Вспомните условия постановки тире между подлежащим и Сказуемым. 7. Осложненное списывание: списать предложения, ставя где нужно тире. А. Люди- это всегда дети своих матерей. (М.Горький) Б. Материнский гнев что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.(Пословица). В. Материнская ласка конца не знает. (Пословица). Г. Материны побои не больны. Д. Помнить- значит жить. Е. Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной. Ты – в наших безднах образ божества. (В,Брюсов) 8. Повторение второстепенных членов. *Какие предложения называются распространенными и нераспространенными? *Что такое дополнение? Чем отличаются прямые дополнения от косвенных? * Что такое определение? Как вы определяете ,где согласованное , а где несогласованное определение? * Что такое приложение? *Назовите основные группы обстоятельств? 9.Синтаксический разбор предложений (пословицы на карточках): =1 группе= Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. =2 группа= Материнская молитва со дна моря вынимает. 10. Перед учащимися стихотворение С Есенина «Разбуди меня завтра рано…» Задание- прочитать выразительно и выполнить выборочный диктант а. выписать определения и указать , чем выражены?—1-2столбик б .выпишите обстоятельства, определите их вид, чем они выражены?—3-4 столбик 11. Найдите в предложениях приложения. Что они обозначают и на что указывают? 1)Старушка-мать, бывало, под окном сидела.(А.Пушкин) 2)Прибежали девки- прислужницы. (Н.Гоголь) 3)Прославим в мире женщину-мать, единую силу, перед которой покорно склоняется Смерть. 4)Женщинам-труженицам посвящается этот концерт. 5)Роман «Мать» М.Горького вызывает споры критиков. 6) Газета «Женские новости» содержательна и интересна. 12.- Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы и какие имеет окончания? -Какую роль выполняет глагол в неопределенной форме в предложении? - Только ли сказуемым может он быть? 13. Спишите предложения, определяя роль глаголов в неопределенной форме: * Мать научила меня понимать серьёзную музыку.(Дополнение) *Читать приключенческую литературу- её страсть.(Подлежащее) *Сбылась мечта мамы поступить в институт. (Определение) *Она пришла рассказать новости. (Обстоятельства) *К вечеру волнение постепенно начинало усиливаться. (Сказуемое) ?Какова роль глаголов внеопределенной форме? 14. Объяснительный диктант. -Откуда этот отрывок? Кто автор? Записать вторую часть текста, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку. Ночь ещё только обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он вскоре захрапел, а за ним последовал весь двор. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом, она расчесывала гребнем их небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Рыдая, глядела она им в очи. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне… 15. Тестовое задание (по вариантам). 16.Обобщение. Чьи ответы были полными и содержательными? Какие вопросы и задания требуют дополнительного рассмотрения ? Почему мы взяли этот эпиграф? Какой урок извлекли для себя? 17. Лирическая страничка. Чтение стихов о маме. В заключении песня Дианы Гурцкой . 18. Домашнее задание: контрольные вопросы для повторения. Сочинение – миниатюра «Я хочу рассказать о своей маме…». | |
|