Главная » 2016 » Январь » 9 » Контрольная работа по русскому языку 3 класс по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»
09:27
Контрольная работа по русскому языку 3 класс по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»
Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Наш урок мы проводим в форме семинарского занятия. Тема урока «Главные и второстепенные члены предложения. Повторение». (Цель называется).

Эпиграфом к уроку взята пословица «При солнышке тепло - при матери добро».

? Подумайте, почему я выбрала эту пословицу? В конце урока дадите ответ на данный вопрос.

3.Анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Я помню руки матери моей…»

Я помню руки матери моей,

Что ут…ралли слёзы мне когда(то),

В пригоршнях пр…н…сили мне с полей

Всё, чем весна в р…дном краю богата.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

« Натруже ( н,нн)ые руки матерей,

Святее вас нет (ни)чего на свете!»

А.Вопросы: 1. Какова тема стихотворения? ( О чём оно?)

2.В каких словах выражена его главная мысль?

3.Как бы вы его озаглавили?

Б.Работа со словарём.

- Смотри словарную статью о слове святой в словаре Ожегова.

-Вспомните, какие слова называются синонимами?

-Какие синонимы к слову святой есть в этой словарной статье?

-Какие здесь есть стилистические пометы? Что они обозначают?

-Прочитайте концовку стихотворения. В каком значении употреблено прилагательное святой в стихотворении Рыленкова?

- Почему автор выбрал именно это слово?( оно точно передает мысль, трепетное уважение к матери, к труду).

-Что такое фразеологизмы? Что значит святая святых ? Как это объясняется в словаре?

В.Запишите стихотворение в тетрадь, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы; подчеркните грамматические основы в словах автора.

4.Повторение теории :

* Что входит в грамматическую основу двусоставного предложения?

* Что такое подлежащее ? Назовите способы выражения.

*Что такое сказуемое?

*Какие виды сказуемых вы знаете? Дайте их определение.

5.Практическое задание: найдите в данных предложения сказуемые и определите их вид. Докажите.

-1группе: а. Милая мама! Я хочу с тобой серьезно поговорить.( Н.Островский)

б. Мачеха родна , да не мать родна. (Пословица).

в. Каждая мать – сто раз дитя в душе своей.(М.Горький)

г. Да и какая же мать согласится отдать

своего дорогого ребенка-медвежонка, волчонка, слоненка.( К.Чуковский)

-2 группе:

а. Я прошу тебя, моя родная, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы.(Н.Островский).

б. Материны глаза слепы.(Пословица).

в. Птица радуется весне, а младенец матери.(Пословица

г .Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.(Пословица).

6.Вопрос: Вспомните условия постановки тире между подлежащим и

Сказуемым.

7. Осложненное списывание: списать предложения, ставя где нужно тире.

А. Люди- это всегда дети своих матерей. (М.Горький)

Б. Материнский гнев что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.(Пословица).

В. Материнская ласка конца не знает. (Пословица).

Г. Материны побои не больны.

Д. Помнить- значит жить.

Е. Ты – женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звездной.

Ты – в наших безднах образ божества. (В,Брюсов)

8. Повторение второстепенных членов.

*Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?

*Что такое дополнение? Чем отличаются прямые дополнения от косвенных?

* Что такое определение? Как вы определяете ,где согласованное , а где несогласованное определение?

* Что такое приложение?

*Назовите основные группы обстоятельств?

9.Синтаксический разбор предложений (пословицы на карточках):

=1 группе= Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

=2 группа= Материнская молитва со дна моря вынимает.

10. Перед учащимися стихотворение С Есенина «Разбуди меня завтра рано…»

Задание- прочитать выразительно и выполнить выборочный диктант

а. выписать определения и указать , чем выражены?—1-2столбик

б .выпишите обстоятельства, определите их вид, чем они выражены?—3-4 столбик

11. Найдите в предложениях приложения. Что они обозначают и на что указывают?

1)Старушка-мать, бывало, под окном сидела.(А.Пушкин)

2)Прибежали девки- прислужницы. (Н.Гоголь)

3)Прославим в мире женщину-мать, единую силу, перед которой покорно склоняется Смерть.

4)Женщинам-труженицам посвящается этот концерт.

5)Роман «Мать» М.Горького вызывает споры критиков.

6) Газета «Женские новости» содержательна и интересна.

12.- Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы и какие имеет окончания?

-Какую роль выполняет глагол в неопределенной форме в предложении?

- Только ли сказуемым может он быть?

13. Спишите предложения, определяя роль глаголов в неопределенной форме:

* Мать научила меня понимать серьёзную музыку.(Дополнение)

*Читать приключенческую литературу- её страсть.(Подлежащее)

*Сбылась мечта мамы поступить в институт. (Определение)

*Она пришла рассказать новости. (Обстоятельства)

*К вечеру волнение постепенно начинало усиливаться. (Сказуемое)

?Какова роль глаголов внеопределенной форме?

14. Объяснительный диктант.

-Откуда этот отрывок? Кто автор?

Записать вторую часть текста, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку.

Ночь ещё только обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он вскоре захрапел, а за ним последовал весь двор.

Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом, она расчесывала гребнем их небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами.

Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Рыдая, глядела она им в очи. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне…

15. Тестовое задание (по вариантам).

16.Обобщение.

Чьи ответы были полными и содержательными?

Какие вопросы и задания требуют дополнительного рассмотрения ?

Почему мы взяли этот эпиграф? Какой урок извлекли для себя?

17. Лирическая страничка. Чтение стихов о маме.

В заключении песня Дианы Гурцкой .

18. Домашнее задание: контрольные вопросы для повторения. Сочинение – миниатюра «Я хочу рассказать о своей маме…».
Категория: Тесты | Просмотров: 259 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]