Главная » 2016 » Январь » 8 » Диктант по русскому языку 11 класс 3 четверть
10:11
Диктант по русскому языку 11 класс 3 четверть
I. Проверка дом. задания.

1) Сообщение об официально-деловом стиле речи (видах и жанрах).

2) Сообщение о структуре деловых бумаг.

3) Упр. 227 и 229 (взаимопроверка), упр. 383 (I).

II. Разговорная речь. Сообщение учителя по теме урока.

Есть две разновидности литературного языка: разговорная речь и книжная речь. Разговорная речь употребляется при общении с родственниками, друзьями, близкими знакомыми в условиях непринуждённого общения в устной форме, и поэтому она на столь строго, как книжная форма речи, связана с литературной нормой и в произношении

[ наэ'рна] - наверно, утрачивается звук [в]; [зʼесʼ] или [дʼесʼ]-здесь, и в образовании форм слова, в частности звательных форм (Пап! Мам! Петь! Нин!) и в синтаксисе ( любой автобус садитесь; Положи, где шкаф; Отрежь мне; Дом как дом; Хорош друг!)

Жанры речевого общения: беседа, разговор, рассказ, просьба, предложение, спор, совет, записка.

Ексика разговорной речи отличается большей выразительностью: удружить, улепётывать, бузить, вытворять, тормошить, надуть, приналечь, филонить, задавала, оборвыш, болтушка, мобила, корявый, шаляй-валяй, латать.

Слова разговорной речи образуются иногда необычным способом, носят характер индивидуального употребления: засебячить (квартиру), присоюзиться (присоединиться), граммулька, граммулечка, киношный, киношно звучит, по-киношному, очаровашки. Широко используется метафоризация общеупотребительных слов: гусь (о ненадёжном, плутоватом человеке), кубышка (о полном малорослом человеке). Разговорными являются многие фразеологизмы: ещё конь не валялся (ничего не сделано), водить за нос, душа в душу.

III.1) Выполнение упр. 243, 246, 251 (I, II).

Пользуйтесь толковым словарём и цифрами для обозначения функционально-стилистической характеристики слов: 1- общеупотребительные, 2- разговорные, 3- просторечные, 4- жаргонные (жаргонизмы), принятое в «Большом толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецова (СПб., 2000). Например: Балдеть3, дурнота1, дурнушка2- некрасивая, мобила4, мобильник2, мобильный1 телефон, очуметь3,очугунеть2,очутиться1,очухаться3,ошарашить2,обшарпанный3,старческий1, старушонка3,старушечий1, фотка2,фотография1, фото2, хаять3, шляпа1-головной убор, шляпа2 - вялый, неэнергичный, ненаходчивый человек.

2) Упр. 244, 247 - комплексный разбор текста: речеведческий, синтаксический - разбор реплики Барона, морфологический - всех служебных частей речи.

3) Упр. 152.

4) Перепишите слова, группируя их в зависимости от места ударения в слове: АгЕнт, алфавИт,боЯзнь, диспансЕр, дремОта, жАворонок, истерИя, квартАл, магазИн, намЕрение, недоИмка, партЕр, петлЯ, плАнер, созЫв, танцОвщица, тЯжба, фенОмен, цемЕнт, экспЕртный.

5) От данных существительных образуйте полные прилагательные, запишите их и обозначьте ударный слог: Август, биржа, девица, знак, кедр, кремень, лазер, мизер, мозаика, мускулы, пасквиль, пихта, планер, подросток, поиск, привилегия, слива, Украина, характер, шёлк, эксперт.

6) Построение текста.

Напишите сочинение на тему «Разговор с самим собой», используя (по вашему выбору) один из вариантов языковых средств: публицистического стиля, языка художественной литературы, разговорной речи.

7) Вопросы учащимся по теме урока:

- Почему разговорная речь не является функциональным стилем? (Она многофункциональна, обслуживает разные сферы общения - и повседневную, бытовую, и научную, и сферу производства, и сферу общественных отношений. Она не закреплена за каким-то одним видом деятельности человека. Кроме того, конкретные, специфические признаки разговорной речи настолько разнообразны, что на поддаются точному, строгому описанию. Нередко они носят индивидуальный характер, выходя за рамки каких-либо лингвистических обобщений. Нормы и правила разговорной речи не фиксируются. Основная её форма - устная. Функциональные же стили существуют и в устной, и в письменной форме, имеют достаточно определённые нормы и правила на всех уровнях языковой системы - фонетическом, морфемном, лексическом, синтаксическом).

- Какой другой разновидности русского литературного языка противопоставлена разговорная речь, разговорный язык? По каким признакам? ( Книжному языку, книжной речи, где нормы и правила строго фиксированы. Книжная речь - по преимуществу письменная, разговорная - устная.

- Каковы разновидности книжной речи? (Это функциональные стили и язык художественной литературы.) книжная речь может функционировать и в устной форме - доклад, лекция, радио- и телепередачи.

IV. Домашнее задание для трёх уроков:

1) Рассказ о разговорной речи, её признаках, стр. 183-184,189. Упр.245 (слово «рыло» в данном контексте общеупотребительное, в переносном же значении - грубое). Упр. 249 (для взаимопроверки).

2) Упр. 253 (для оценки). Выполнить все задания по индивидуальным планам повышения грамотности.

3) Упр. 178, 250.

Урок № 34

Тема: Диктант

Задача урока: проверить состояние письменной грамотности уч-ся, их знаний по некоторым вопросам грамматики с целью организации дальнейшей целенаправленной работы учащихся по устранению конкретных ошибок.
Категория: Диктанты | Просмотров: 179 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]