Главная » 2014 » Июль » 25 » Дидактическая игра для младших дошкольников
14:27 Дидактическая игра для младших дошкольников | |
Развитие речи детей проходит через интегрированные занятия, на которых ребенок занимается различными видами деятельности. Но только с помощью специальных занятий можно добиться устойчивого развивающего эффекта. Таким видом деятельности являются занятия по развитию речи, на которых осуществляется развитие навыков умения построения связанных предложений и рассказов. На них дети учатся выделять основную мысль высказывания и раскрывать тему. Основными принципами развивающих игр являются переход от игры к занятию, постепенное усложнение задач игры, и тем самым обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих воздействий. Основными обучающими средствами при этом я выделяю игровые приемы и дидактические игры. 1 этап в работе по развитию речи можно выделить самое главное умение, которое дети должны освоить в дошкольном детстве – умение описывать происходящее. Работу можно начать с метода совместных высказываний, где используется такой игровой прием, как описание сюжетной картинки. Вместе с детьми я начинала описывать сюжетную картинку, например, из сказки «Маша и медведь», помогая им наводящими вопросами: что вы видите на этой картинке? куда отправилась Маша? что она увидела? и т.д. В процессе обучения построения предложений я предлагала детям схему высказывания. Говорила начало предложения и предлагала его закончить. Например, «В лесу Маша увидела… Она вошла… Там были…». Этот прием направлен на то, чтобы помочь ребенку построить высказывание, когда взрослый начинает высказывание, а ребенок его заканчивает. Далее я усложняла работу, добавляя количество сюжетных картинок (не более трех). Здесь ребенок уже мог построить маленький рассказ, выделяя в нем начало, середину и конец. Так же в работе по развитию речи я использовала дидактические игры, например, «Чудесный мешочек». Дети отвечали на вопрос «Что это» опуская руку в мешочек с заранее вложенной в него игрушкой. Первой руку опускала я, описывая то, что в нем находится, например, «В мешочке находится что-то круглое, гладкое, небольшое, твердое – мячик». Вынимала его, давая детям удостовериться, что это именно он. Можно так же использовать такие игры, как «Узнай по описанию», «Что это» и т.д. Огромной популярностью у детей пользовались сюжетно-ролевые игры, в которых дети могли «вжиться» в роль своего героя. Здесь я использовала такие игры как «Дочки-матери», «Больничка», «Магазин игрушек» и др. На втором этапе работы по развитию речи дошкольников я усложнила все виды игр и игровых приемов, т.е. если это был рассказ по сюжетным картинкам, то я использовала либо начало, либо конец рассказа, тем самым давая детям почву для творчества. В сюжетно-ролевых играх я уже не являлась действующим лицом, а лишь сторонним наблюдателем, лишь изредка вмешиваясь в ход игры, для того чтобы предложить детям новые формы или новых героев, тем самым расширяя число играющих. В игре «Узнай по описанию» одному из играющих завязывались глаза, и он пытался угадать предмет с закрытыми глазами, а тот, кто его описывал, не мог называть его названия. В результате моих занятий словарный запас детей значительно увеличился, она стала более связанной. Дети могут логично и последовательно излагать свои мысли. У многих детей стало получаться сочинять сказки, при этом используя свойственные жанру средства выразительности. | |
|